История образа
Во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, пораженный проказой. Услышав о чудесах Христа, он послал своего живописца Ананию написать образ Господа. Когда Анания не смог приблизиться к Спасителю из-за толпы, Христос Сам подозвал его, умыл лицо и отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик.
Исцеление Авгаря
Получив святыню, Авгарь с верой приложился к образу и получил исцеление от проказы. Позже апостол Фаддей крестил царя и жителей Едессы. Образ был установлен над городскими воротами, и жители поклонялись ему многие годы.
Чудесное обретение и спасение города
Когда один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство, образ был замурован в стене. В 545 году при осаде Едессы персами епископ Евлавий по указанию Богородицы обрел образ нетленным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске было подобное изображение. После крестного хода с образом вражеское войско отступило.
Перенесение в Константинополь
В 944 году император Константин Багрянородный выкупил образ у эмира и с великими почестями перенес его в Константинополь, где он был помещен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Значение и почитание
Нерукотворный образ стал важным свидетельством в защиту иконопочитания во время иконоборческих споров. На Руси образ особо почитался, помещался на военных знаменах. Праздник в честь перенесения образа называют «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте».
Икона Нерукотворного Образа Спасителя является одной из самых распространенных в Русской Православной Церкви.

